Вы здесь, со мною остаетесь! К 75-летию Маргариты Тереховой

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что для моего поколения имя Маргариты Тереховой зазвучало с момента выхода на экраны трехсерийного фильма Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера".

 

 

Мне было 8 лет, и я, как все девочки от 8 до 80, немедленно влюбилась в Д’Артаньяна. Но Боярский Боярским, а были у нас и женские идеалы. И не нежная любящая Констанция Бонасье стала нашим кумиром, женщиной, на которую мы хотели быть похожими, а Миледи. Да-да, роковая блондинка с холодными глазами и копной кудрявых волос, аферистка 80-го уровня и роковая красотка, к ногам которой падали мужчины всех сословий и возрастов - мы все хотели быть похожими на нее. Мы хотели  быть ею. 

Так получилось, что другой великолепный фильм "Собака на сене" хоть и вышел на год раньше "мушкетеров", но в моей жизни появился  после них. И опять - роковая красотка, обжигающая своей холодностью, заставляющая страдать, дающая начало букету страстей. В моем сознании именно такой и должна была быть Настоящая Женщина. Я, конечно, была слишком мала, чтобы понять все нюансы отношений что Миледи с ее многочисленными любовниками, что графини де Бельфлер с Теодоро, я вообще не знала, кто такой любовник, я просто обожала их обеих, крутила из занавесок пышные юбки, "как у", из картона вырезала стоячие воротники, а из нитки маминого искусственного жемчуга мастерила диадему. Сейчас смешно, но результаты моего "рукоприкладства" меня вполне устраивали - ведь и в фильмах большинство костюмов и платьев было пошито из дешевой портьерной ткани и украшено копеечной бахромой, которая продавалась в каждом галантерейном магазине. Главное, чтобы блестело. Костюмерам, как и мне, удавалось создать роскошь из ничего, так что я чувствовала себя на одном уровне с ними, и была уверена, что придворные дамы Людовика XIII так и ходили: в занавесках и пластмассовых жемчугах - ничего другого мы не видели и не могли себе представить.

 

 

Без преувеличения могу сказать, что именно Маргарита Терехова в образе двух этих дам долгое время была лично для меня эталоном женской красоты и женственности. Я подолгу стояла перед зеркалом и тренировала этот презрительный лисий взгляд, подкрепленный вздернутой бровью, этот характерный поворот головы, попутно демонстрирующий длинную шею с родинками, которые так любили показывать режиссеры. Не вышло из меня роковой красотки - стать не та. 

 

 

В 1980-м вышла "Благочестивая Марта". Я была полна ожиданий, но фильм меня разочаровал своей простотой. Хотелось драм, коварства и страстей, а все было достаточно... благочестиво. Мне не хватило накала страстей, драмы, драйва, как говорят сейчас. Я хотела видеть прежнюю Терехову: коварную, мстительную, способную на все.

 

Несмотря на то, что Терехова снялась почти в пяти десятках фильмов, на мой взгляд, самые удачные ее роли это как раз Миледи и графиня де Бельфлер. Пусть они немного комичны, где-то гротескны, где-то недостаточно глубоки, но образы, созданные актрисой, идеальны. Никто из советских актрис того времени не смог бы сыграть их лучше. Абсолютно живые, естественные, фонтанирующие бешеной сексуальностью - они стали мощным противовесом обычным образам благородных дам советского времени - выхолощенным, напомаженным до блеска, лишенным жизни. И именно с этими двумя героинями ассоциируется имя Маргариты Тереховой в первую очередь. К сожалению, таких ролей не могло быть много, слишком уж они характерные. Героинь этого типа в принципе мало, да и сама Маргарита Борисовна, не сверни она с этого пути, рисковала навсегда застрять в образе стервозной интриганки. Хотя, безусловно, именно такой ее и хотели видеть поклонники.

 

Не могу судить, насколько образ Миледи или Дианы соответствует внутреннему облику самой Тереховой, но факт: даже играя юных девочек задолго до "Трех мушкетеров" и "Собаки на сене" не могла она спрятать рвущейся из нее аристократичности, а зрителю не верилось в ее наивность. А уж потом, после того, как она раскрылась в этом амплуа, и подавно -  в глубине ее глаз все равно как будто танцевала Миледи и знакомые нотки металлического презрения нет-нет, да и проскакивали в репликах ее героинь. 

- Года уходят неотложно, - пел Арамис голосом Леонида Серебренникова. Возразить мушкетеру-богослову нечем. 25 августа Маргарите Тереховой исполнилось 75. Она уже давно не снимается, СМИ жестоко озвучивают причину: болезнь Альцгеймера, утрата связи с реальностью... Пару дней назад я посмотрела передачу, посвященную юбилею актрисы. Все хорошо, но покоробило то, что о ней все время говорили в прошедшем времени: была, играла, знала... Как будто ее уже нет. Но ведь это не так. Ведь даже потом, за гранью, она все равно останется с нами, молодой и прекрасной, недосягаемой, готовой в любую минуту вздернуть плечом:

 

- Так вы меня совсем не знаете!

Лилия Малахова 

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш сайт посильным пожертвованием. Карта СБ 639002409014245969

Оставить комментарий

Комментарии: 0