Пасха советского периода

 

Ну вот она и пришла. Пасха. Христос воскресе!

 

 

Пожалуй, Пасха - единственный из религиозных праздников, забить на который не получилось у советской власти. Несмотря ни на что, Пасху отмечали и в советское время. 

 

 

 


Я его помню, это время 70-х и 80-х. Про пост ничего не знали, никто не постился, что за Пасха такая тоже мало кто мог вразумительно ответить, поэтому празднование Пасхи носило чисто рудиментарный характер, типа современной Масленицы. И только по каким-то тайным каналам через верных товарищей узнавали дату праздника и под большим секретом сообщали знакомым и соседям.

 

Примерно за месяц до Пасхи в семье обозначалась задача: надо узнать, когда нынче Пасха. Нет, конечно, предстоящее празднование не становилось сосредоточием всей жизни, но за пару недель в холодильнике резко увеличивалось число яиц, а дней за пять бабушка или мама отправлялись в турне по магазинам добыть творога.

 

Рецептами, как сейчас, никто не делился. Вообще все приготовления старались сохранять в тайне - на всякий случай. Все знали, что все готовятся, но делали вид, что ничего не происходит. Хозяйки делали пасхи по наитию, добавляя в ник кто что горазд и что удалось достать к празднику. Не помню, чтобы кто-нибудь пек куличи. Куличи к Пасхе покупали. да-да. Местный хлебокомбинат к Пасхе начинал выпуск такого изделия как кулич. Назывался он по понятным причинам не пасхальный, а весенний, и не кулич, а кекс.  "Весенний кекс" - ничего крамольного. Почему бы весной не напечь кексов? А уж как будут использовать этот продукт советской пищевой промышленности несознательные религиозно настроенные граждане - ну так на то они и несознательные. Эти куличи были ужасно невкусные, да еще за те дни, когда они стояли дома, они успевали зачерстветь, поэтому отведать такого куличика можно было разве что с большой голодухи. Я в упор не понимала, для чего покупать такую редкостную.... несъедобную вещь, да еще и давиться ею - ну какой же это праздник с таким куличом-то? Но неизменно каждый год меня заставляли "скушать куличика". Думаю, что бабушка ожидала от этого ритуала какого-то положительного результата в плане благополучия или здоровья, ведь в ее глазах я всегда была слабым, бледным, страдающим от недоедания и нагрузок ребенком.

 

 

Зато пасхи, тот самый творог с сахаром и сливочным маслом был отменный. Ну еще бы - его каждый год собственноручно готовила мама. Процесс приготовления пасхи каждый раз сопровождался бабушкиными причитаниями, что "творох-то кислай, хороший-то они по себе расхватали". Они - это работники магазина. Доведенная до исступления мама иногда рявкала в ответ, что творог нормальный, после чего между ними затевалась перепалка, которая, к счастью, не сказывалась на качестве приготовляемой пасхи. Купленный творог дополнительно ставили под пресс, чтобы стекла лишняя сыворотка и он не расползался бы и держал форму. Ванилин достать было практически невозможно, поэтому мама ограничивалась сахаром, маслом и изюмом. Пасочницы тоже не было, и придавать пирамидальную форму блюду приходилось вручную при помощи ножа. При этом каждый раз бабушка обязательно говорила, что у ее матери была такая разборная деревянная пасочница, но за давностью лет она не сохранилась. 

На одной из граней пасхи мама изюмом выкладывала "ХВ", а на другой - восьмиконечный крест. Однажды из Москвы она привезла маленькие кругленькие конфетки сиреневого цвета. В тот год буквы и крест были выложены из них, а я едва дождалась этой самой Пасхи, чтобы получить свой кусочек лакомства и повыковырять из него конфетки.

 

Каждый год к Пасхе закупалось как минимум три десятка яиц. Сейчас я уже думаю - для чего было такое количество? Неделю есть вареные вкрутую яйца просто ради того, чтобы они не портились - зачем? Чтобы отметить праздник, вполне хватило бы десятка. Но меня, разумеется, никто не спрашивал. Мы, как и большинство советских людей, красили яйца луковой шелухой. Шелуху начинали собрать едва ли не с осени, чтобы к весне образовался целлофановый пакет, полный ломких шуршащих шкурок. Иногда ради интереса привязывали к ним листочки растений, если к тому времени на улице уже появлялась первая зелень. Это сейчас в магазине можно купить хочешь - красители, хочешь - фломастеры, хочешь - наклейки. Тогда, 35 лет назад ничего этого не было, а красители доставали чуть ли не из-под полы по большому блату у тех, кто привозил их из заграницы. Разноцветные яйца были редкостью. Счастливые обладатели красителей даже продавали готовые крашеные яйца на рынке. Несколько раз мне покупали пяток ради праздника, и я помню, как жалко было их есть.

 

 

При том, что никто не постился, освящать куличи и яйца народ ходил. Рано утром, собрав в один узелок  кулич с яйцами, а во второй пасху, бабушка исчезала из дома и возвращалась примерно через час - мы жили, что называется, в шаге от церкви. Несмотря на то, что к 70-м годам государство уже смотрело на весеннюю дозу религиозного опиума сквозь пальцы, а "красные Пасхи" с сжиганием чучел соужителей культа давно канули в Лету, работающим людям, особенно учителям и членам партии ходить на освящение куличей было опасно - запросто могли выгнать с работы, лишить премии, понизить в должности - сексоты не дремали. Буквально до конца 80-х годов на Пасху в каждую действующую церковь снаряжали так называемые "патрули" из педагогов и активных комсомольцев - вылавливать предателей коммунистической идеологии из числа учащихся. Пионеров и комсомольцев, ходивших на крестный ход и на освящение, могли пропесочить на собрании, сделать персонажами разгромного фельетона в школьной стенгазете, выпускникам написать не очень хорошую характеристику, а то и исключить из пионеров или комсомола. Исходя из всего этого, освящение снеди поручали пенсионерам, которым уже было нечего бояться, а детей и подростков с собой не брали.  Если уж совсем не было, кому поручить освятить куличики, то ездили в соседние районы, замотавшись в платки так, чтобы не быть узнанными. 

Как я уже упоминала выше, в то время в малом количестве семей знали об истинном значении этого праздника. Я, например, узнала о том, кто такой этот самый "христосвоскрес" только уже в начале 90-х, когда с Церкви сняли опалу. Пасху не праздновали широко, разумеется, ни о каких народных гуляниях не могло быть и речи. В субботу вечером по ТВ обычно начинали показ какого-нибудь интересного зарубежного фильма, а днем в воскресенье хозяйки накрывали стол чуть побогаче обычного с обязательными куличами, яйцами и пасхой. Для большинства Пасха была лишь поводом выпить. Пасхальных открыток не было, с праздником особо друг друга тоже не поздравляли. Все проходило тихо, мирно и за закрытыми дверями. Единственное развлечение¸ которое устраивали детям  это "битки" - в круг садились несколько человек и по очереди стукали яйцами, у кого яйцо треснуло, тот отдавал его сопернику. Помню, как однажды я схитрила и взяла вместо куриной яйца деревянное, которое было очень трудно отличить от настоящего. Разоблачили меня только к середине второго тура, когда окончательно стало ясно, что причина моей беспроигрышной игры не просто везение. Побить не побили, но чужие яйца пришлось вернуть прежним владельцам. И буквально на следующий день жизнь входила в прежнее русло, а о празднике напоминали разве что кусочки разноцветной скорлупы где-нибудь во дворе...

 

Лилия Малахова

 

Если вам понравилась статья, вы можете поблагодарить автора, сделав посильный перевод на карту СБ 639002409014245969 

 

 

 

Хорошего дня! 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Ксения WS (Среда, 26 Апрель 2017 07:15)

    Интересно, спасибо. Для меня это вообще история про другую эпоху. Впечатляет, в том числе и эта разница между "тогда" и "сейчас".