Исповедь бывших: простите Церкви ее неидеальность

Последние полгода появилась прямо-таки мода на публичные исповеди. Да, я уверена в том, что вы поняли, о чем речь. "Исповедь бывшей паломницы", "Исповедь бывшего священника", "Исповедь" еще там кого-то - кажется, уже всех перебрали. Ну, может, тема исповеди бывшей уборщицы осталась не раскрыта.

 

Адресаты этих посланий разделились на три лагеря. Две самые многочисленные группировки это те, кто требует прекратить выносить сор из избы и те, кто требует этого сора подсыпать еще. Правильно, мол, так и нужно, поддай жару. И третья, небольшая группировка, которая предпочитает отмалчиваться, - это те, кто начав читать, все понял и пожал плечами: ну и что? Бывает.

 

В ведущихся спорах часто задают вопрос: это кризис Церкви или кризис людей? А как лаконично и совершенно четко ответить на этот вопрос, если с одной стороны Церковь это и есть люди, а с другой стороны - это исповеди конкретных людей, не нашедших своего места или разочаровавшихся в системе?

 

 

Система не может существовать сама по себе. Любая. Будь то КПСС, или РПЦ, или общество спасения ежиков. Ее создают и подпитывают люди. Люди объединяются в системы по принципу убеждений. Кто-то считает, что нужно спасать мадагаскарских улиток - собирается компания единомышленников и занимается этим благородным делом. А кто-то считает, что после физической смерти его душа продолжает жить, и, чтобы обеспечить своей душе благополучную загробную жизнь, надо по воскресеньям ходить в храм, поститься в среду и в пятницу и читать акафисты на каждый день седмицы. Те, кто считает так, образовывают РПЦ. Церковь. И эти люди несут в нее все свои болячки. И никуда нам от этого не деться. Ну никуда. Так устроен мир.  Русская Православная Церковь это тоже система. Со своей иерархией, целью, жизненным циклом, устоями, традициями, структурой, принятым этикетом и всеми иными признаками системы. Нравится нам это или нет. И таковой она стала не в советское время, не перед революцией 17-го года, и не за последние 20 лет. Она всегда была такой, с самого начала, как только за Христом стали ходить ученики.   

 

Как никуда нам не деться от того факта, что каждый год будет сохраняться поток людей, бредущих по дороге к храму в розовых очках. Увы. И чем толще линзы в этих очках, тем горше разочарование потом.

 

Каждый из нас, загоревшись какой-то идеей, неизбежно получает разочарование на пути ее реализации. Как правило, реальность оказывается гораздо скучнее и неинтереснее ожидаемого. Разница только в, скажем так, количестве этого разочарования и в умении с ним справляться. Поиск веры, поиск духовного очень часто на самом деле означает поиск идеала на земле. Уставшие, травмированные, обиженные люди ищут то место, где все будет так, как должно быть в их идеальном мире. Для многих Церковь представляется местом успокоения. Но вместо успокоения эти люди находят здесь новые проблемы.

Понятно, что Церковь, вещающая с экранов телевизоров и с амвонов об очень правильных и важных вещах, выглядит весьма привлекательно для тех, кто ищет утешения или убежища. Однако, очень многие люди совершают ошибку: они полагают, что то, о чем говорит Церковь в лице духовенства, уже реализовано внутри нее. Человек думает: "Раз они об этом говорят, значит, они такие сами и есть". Логично же? Логично. Не могут же ЭТИ люди лгать? Не будут же они проповедовать то, чего сами не делают? И дальше происходит наслоение ошибок в восприятии и правильном понимании Церкви как сообщества. Каких ошибок - думаю, любой человек, прошедший период неофитства, может назвать самые распространенные. Идеализация духовенства. Приписывание священству каких-то особых духовных, а то и вовсе потусторонних качеств. Упование на то, что выполнение свода правил  приведет к позитивным изменениям в жизни. Наконец, очень распространенное убеждение в том, что в жизни верующих не происходит ничего плохого - их же Бог бережет за то, что они в Него веруют.

 

 

И когда человек с такими убеждениями приходит в храм, начинает ходить на богослужения, учить молитвы и соблюдать посты, чтобы "быть ближе к Богу", то, столкнувшись по прошествии какого-то времени с естественным негативом, который исходит о людей, ибо ни простые верующие, ни священники, ни епископы, ни даже Патриарх не перестают быть людьми, то поначалу он испытывает шок, а потом  разочарование. Думал - нашел идеал, а тут все точно так же, как и везде. Такие же интриги, склоки, недопонимание и вообще все, что присуще миру. Оказывается, что мать игуменья не любящая добрая мамочка для монахинь, а жесткая руководительница, которой твои сопли и слезы не интересны. Оказывается, что священник, у которого ты исповедуешься, вовсе не всезнающий и всевидящий прозорливец, а обычный мужик с язвой желудка. А еще вчера уборщицы ругались прямо в храме из-за того, что кто-то из них не туда повесил тряпку, а настоятель прогнал побирушку от церковного крыльца. Это если не брать в расчет более тяжелых случаев, когда, например, человек с искаженной ориентацией подается в священники в надежде, что благодать раз - и исправит его грех. А этого не происходит и одному Богу известно, по каким причинам. Нет, и всё. И вот тогда человек занимает позицию обиженки и начинает строчить исповедь бывшего кого-то, припоминая все свои детские обидки - хлопушков покушать не дали. Архиважная проблема, чего уж там. 

На самом деле духовенство, говоря об очень правильных и нужных вещах, вовсе не говорит "Мы такими стали". Оно говорит: "Мы должны такими быть". Мы все еще в процессе, мы еще в пути. Присоединяйся к нам, пойдем вместе. А все эти обиды от того, что человек полагал, что будут носиться и прыгать вокруг него, а оказалось, что это ему надо носиться и прыгать вокруг других. Человек обратился за блаженным забвением, а его нагрузили работой, да еще дисциплины и субординации требуют. И "бывшая послушница" или "бывший священник" чувствуют себя обманутыми - не получили они тут всеобъемлющей любви и принятия себя со всеми своими грехами - от них опять требуют исправляться и работать над собой.

 

Есть люди, которые ходят от вероучения к вероучению, от конфессии к конфессии в поисках того самого идеала. На это можно потратить всю жизнь. И я лично знаю таких людей, которые идут в баптисты, потом в католики, потом в православные, потом в адвентисты и, перепробовав все,  в конечном счете уходят в атеисты, ибо не нашлось церкви, отвечающей их представлениям о том, какой она должна быть. Эти люди заняты вечными поисками не истины, а виноватых в том, что ему живется не так, как хочется. Но идеальная церковь строится прежде всего внутри тебя самого - "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк, 17:22). Если человек не хочет меняться, но ждет, что его присутствие в каком-либо сообществе изменит его без его личных усилий, это признак духовного и душевного инфантилизма.

 

Эти проблемы есть во всех религиозных сообществах. Во всех без исключения. Потому что там, где люди, там  проблемы. Это неизбежно.

 

Конечно, всегда найдутся те, кто будет говорить "зачем нам это нужно", припомнят Иуду, сор в избе и прочее. Нежелание признавать наличие проблем, желание прятаться от них, уходить от острых тем тоже есть признак инфантилизма. Любить свою Церковь не значит отрицать в ней наличие негатива. Любить свою Церковь значит принимать ее такой, какова она есть и пробовать помочь ей измениться. А мы еще с пионерских времен знаем, что любые перемены нужно начинать с себя. 

 

 

Встает вопрос: нужны ли нам такие публикации? Почему, собственно, нет? Они в какой-то мере даже полезны. Как к ним относиться? Ровно. Так же, как мы относимся к тому, что святая княгиня Ольга сожгла город Коростень со всеми жителями. Не устраивать истерик на предмет того, что "у нас ничего плохого не может быть, потому что мы православные". Смириться с мыслью, что у нас есть проблемы. И, наконец, простить своей Церкви ее не идеальность. Как говорится - была бы она идеальной, вас в нее не взяли бы. 

 

 

Лилия Малахова

 

Обращение администрации сайта

 

Уважаемые, наши дорогие и любимые читатели!

 

12 марта срок оплаты подписки на сайт.  Стоимость годового пользования 4 800 рублей. Если оплата не будет внесена до 12 марта, то сайт закроется и все материалы, размещенные на нем, будут недоступны. 

 

Наш сайт некоммерческий, мы даже не можем выплачивать гонорары нашим авторам. Администрация сайта обращается к вам с просьбой помочь в оплате подписки.  Средства можно направлять на карту СБ  639002409014245969  или на счет Яндекс-денег  41001855920713 с пометкой "сайт".

 

Благодарим вас за внимание. 

 

П.С. Поступило 200 рублей от Юлии. Осталось собрать 4 550 рублей. 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    ольга (Вторник, 28 Февраль 2017 08:16)

    спасибо, статья нужная и интересная. отрезвляющая, я бы сказала... человек вообще хочет, что бы все как-нибудь устроилось благополучно без его участия попасть в такое хорошее теплое место, где все само собой произойдет, решатся все проблемы) а тут снова - работа над собой, борьба и люди, которые везде одинаковые)