Русское Рождество: от широкого заговенья до Жирной кутьи

    Русское рождество неотделимо от Рождественского поста, который еще именуют Филипповками. По сути весь пост - большая сорокадневная подготовка к празднику, во время которой выполнялись обязательные действия как духовного, так и бытового значения. 

К середине ноября все сельскохозяйственные работы закончены, все заготовки на зиму сделаны, и начало поста соединялось с празднованием окончания всех хлопот, связанных с урожаем. Дня за два до первого постного дня начинали активно подъедать все скоромное, а поскольку пост предстоял долгий - сорок дней, то в последний скоромный день устраивали "широкое заговенье",  "праздник живота", на котором хозяюшки потчевали своих домочадцев последним "жирненьким", что осталось в доме. К этому дню старались приготовить блюда пожирнее, повкуснее, часто готовили то, что в будние дни не ели: жарили порося, кто был победнее - курочку, варили лапшу с гусиными потрошками, подавали жареную на шкварках картошку, "молочную яичницу" - омлет. Обязательным блюдом была молочная лапша, без которой заговенье - не заговенье. Детей угощали сладеньким - в ту пору сладкое, в том числе и сахар, считалось скоромным продуктом и постом старались избегать его вкушения.

 

После вечерней трапезы хозяйки начисто выскребали всю посуду от остатков молочного и жирного, а вечером перед сном обходили избу с кадильницей, в которой возжигали смесь трав, смоченных уксусом - изгоняли мясной дух.

 

 

Весь Рождественский пост пронизан ожиданием радости: на землю должен придти Спаситель. Первая неделя поста всегда бывала тихая, люди как будто приходили в себя после заговенья, настраивались на молитвенный лад. На Введение, когда в храмах впервые начинают петь рождественские песнопения, народ шел на вечернее богослужение "встречать Христа-Младенца". Конечно, не обходилось в этот день и без классических народных верований: Введение считалось бабьим днем. Бабы в этот день прихорашивались и умывались святой водой для молодости и красоты, девки просили Богородицу показать во сне жениха и "ввести в дом, где жить буду". На Введение открывали санный путь - к этому времени не в пример нынешней погоде вставали реки, и земля покрывалась снегом так, что уже можно было ездить на санях. А еще в этот день было принято навещать молодоженов - супружеские пары, повенчавшиеся менее года назад.

 

Еще одной традицией подготовки к Рождеству была генеральная уборка в доме. За пост начисто, до блеска выскребали все углы, выметали всю пыль и паутину, отмывали полы и двери, ризы на образах мелом и водкой надраивали до блеска, вычищали гарь с лампадок и заливали новое масло.

 

Кульминация поста - Сочельник, или Сочевник. В этот день народ стремился ничего не вкушать и не пить "до звезды", не постились разве что грудные младенцы. Притронуться к пище дозволялось только вечером, когда на потемневшем небе появлялась первая звезда, которую считали "той самой", указавшей путь волхвам. Под вечер хозяйка расстилала чистую скатерть на стол, старший мужчина в доме приносил со двора клок сена или соломы, ее клали на стол, а уже на солому ставили необмолоченный сноп, хлеб со свечой или с выдавленным на нем крестом и кутью - "сочиво", сладкую без соли и масла кашу. После молитвы семейство приступало к скромной трапезе, которая совершалась в полной тишине. Однако на этом благочестивые подвижки наших предков заканчивались, и, облизав ложки, они начинали гадать и ворожить: дети залезали под стол и кудахтали, "чтобы курочки неслись", девушки на выданье выдергивали из снопа колоски и считали зернышки - если число их было парное, значит, выйти ей в этом году замуж, если не парное, то ждать еще год. Хозяева выходили на крыльцо и смотрели на небо: если оно было звездным,  то следовало ожидать хорошего приплода у скота и птицы, новорожденный месяц сулил плохой урожай, а метель - обилие пчел.

 

 

Все мы знаем, что "как Новый год встретишь, так его и проводишь". На самом деле эта примета изначально была связана с Рождеством и только позднее, когда Петр I стал популяризировать Новый год, а затем в советское безрождественское время она плавно переползла на праздник Нового года. Наши предки, чтобы обеспечить себе благополучие на будущий год, стремились как можно торжественней и изобильней отметить именно Рождество. Стремились избавиться  от надтреснутой, надколотой посуды и купить новую - чтобы  в доме был достаток. Перетряхивали всю одежду, все запасы - то, что уже было не пригодно для ношения, отправлялось в утиль на тряпки да на коврики. Бабы и девки весь пост шили новые сарафаны и рубахи - в самый день Рождества с утра все, у кого была такая возможность, надевали новую, "ненадеванную"  одежду - это сулило благополучие и богатый урожай в наступающем году. Накануне праздника, за день или за два вся семья шла в баню - смыть все прошлогоднее плохое и встретить Рождество телесной чистотой. Не забывали наши предки и о душевной чистоте: Рождественским постом все члены семьи хотя бы раз бывали у исповеди и Причастия.

 

Считалось, что первый сторонний человек, переступивший порог дома в самый праздник, впускает в него Рождество, и в зависимости от того, кем именно окажется этот первый гость, таким и будет весь следующий год. Предпочтение отдавалось мужчинам. Считали, если первым в дом зашел мужчина, то это к благополучию и успеху. А вот если первой с утра пораньше заскочила "на минутку" соседка или другая женщина, то быть беде: наступающий год сулит болезни, бедность и прочие неприятности, особенно для лиц женского пола. В Рождество упаси, Боже, было дать взаймы или потерять деньги - будешь бедствовать весь год. Если же какому счастливчику фартило в этот день найти или выпросить у кого-нибудь копеечку, то это предзнаменовало безбедную жизнь. Матери частенько на Рождество дарили своим детям монетку - "чтобы деньги водились".

Поскольку по православной традиции в праздничный день не дозволяется работать, а тем более в великий праздник, то в Рождество никто не смел заниматься домашней работой, особенно следили за тем, чтобы никто не вязал, не шил, не плел сетей и ничего не сгибал - это считалось дурным предзнаменованием  и могло навлечь Божий гнев на все семейство. Хозяйки избегали любых занятий: не готовили, не мыли посуду, не мели и уж тем более не стирали, не пряли, не ткали. В Рождество ради великой радости о родившемся Спасителе запрещалось проливать чью-либо кровь - в это  день было строжайше запрещено резать домашний скот и птицу, а так же охотиться на диких животных.

 

Конечно, после литургии важнейшим элементом праздника было разговенье. Праздничному угощению придавали очень большое значение и как просто угощению, и как сакральному действу, выполняя множество ритуалов и обычаев. Ножки стола связывали одной веревицей, чтобы не было убытку на скотном дворе. На столе в день Рождества старались ставить как можно больше разных блюд. Считалось, что чем богаче будет стол, чем обильнее угощение, тем богаче в новом году будет жить семья. Особенно старались обеспечить первое застолье после поста, в некоторых областях его называли Жирной кутьей, Щедрухой. Особенностью Рождественской кухни было то, что устройство русской печи позволяло готовить в ней крупногабаритные блюда: в любую печь даже в маленькой избе полностью умещался поросенок, а обладатели больших печей могли зажарить целиком и свинью.

 

 

Свинья у многих народов, в том числе и на территории России, символизировала плодородие, достаток, плодовитость. Поэтому, исходя из логики "как встретишь, так и проведешь", свинина была главным угощением в день Рождества и на Святках. Основным блюдом был так называемый кесарийский или кесаретский поросенок. Свое название это блюдо, приготовляемое из зажаренного целиком молочного поросенка, получило по имени святителя Василия Великого, еще именуемого Кесарийским или Кесаретским, который во времена наших предков считался покровителем свиноводства. Да и память святого празднуется вскоре после Рождества. В ход шло все: тушку жарили, из ног и хвоста варили холодец, субпродукты мелко резали и варили с ними ту самую "жирную" кутью. Крестьянские семьи довольствовались одним поросенком, в богатых домах жарили кесарийский поросят десятками, часть ставили на стол, часть развозили по бедным семьям, чтобы и те могли разговеться в соответствии со всеми общепринятыми правилами и порадоваться праздничку. Компанию кесарийскому поросенку составляли баранина, дичь, домашняя птица и все великолепие русских пирогов, на которое только была способна фантазия хозяек: ягодные, творожные, мясные, ливерные, рыбные, яичные, травяные...

 

Из напитков на стол ставили квасы, взвары, морсы, самогон, водку, но при этом строжайше следили за тем, чтобы никто из трапезничающих не пил простой воды - "а то будет весь год пить хотеть". На такие пиры-разговины нередко приглашали странников, бедненьких, одиноких, в состоятельные дома звали местное духовенство.

 

 

 

К вечеру, чуть придя в себя после обильной трапезы, люди выходили на улицу погулять, попраздновать, послушать песни христославов, если повезет, то посмотреть и вертепное представление. В некоторых областях был распространен обычай вечером ставить во дворе сноп и в присутствии всех членов семьи сжигать его в полной тишине. Считалось, что на этот огонь слетаются души предков, чтобы, как при жизни, погреться у семейного очага. А со следующего дня начинались массовые гуляния, катания на тройках, игры, колядования и обязательно навещали своих родственников, особенно тех, с кем давно не виделись - ведь Рождество всегда считалось семейным праздником, объединяющим поколения. 

 

Лилия Малахова 


Оставить комментарий

Комментарии: 4
  • #1

    ольга (Суббота, 07 Январь 2017 08:36)

    спасибо за интересную статью! всех с Праздником!

  • #2

    Ольга Подтуркина (Суббота, 07 Январь 2017 08:57)

    Спасибо! С Рождеством Христовым!

  • #3

    Лилия Малахова (Суббота, 07 Январь 2017 11:07)

    С праздником, Ольги! Спасибо, что заглянули сюда. :)

  • #4

    Светлана (Пятница, 20 Январь 2017 05:22)

    Лилия, спасибо большое за статью! Было интересно почитать про обычаи.