Еще раз о хенд-мейде

 

 

Тема соответствия труда мастеров, продающих свое рукоделие, и его стоимости в денежном эквиваленте регулярно поднимается в интернет-сообществах. Это одна из самых неоднозначных и спорных тем, регулярно вызывающих серьезные баталии. Мастера считают, что каждое их изделие - шедевр и хотят получить за него хорошую плату, а покупатели часто не понимают, за что просят "такие деньги".

Буквально словосочетание "хенд-мейд" переводится как ручная работа, однако понимание хенд-мейда за последние несколько лет несколько изменилось.  Хенд-мейдом сейчас принято называть все то, что рождается в руках самостийных мастеров, все то, что было произведено (связано, сшито, сплетено, склеено, вылеплено и т.д.) не на фабрике или заводе, а в личной мастерской, пусть даже вся мастерская это маленький столик в углу детской комнаты. Кстати, хенд-мейд может быть и фабричным, как, например, жостовские подносы или гжельская посуда.

 

Сейчас в России огромное количество людей занимаются хенд-мейдом. Вполне естественно, у многих возникает желание зарабатывать на своем ремесле. И вот тут мы обращаемся к больному вопросу: как правильно оценить свои произведения? Какую стоимость озвучить, чтобы не произвести впечатление дешевки, и в то же время не отпугнуть покупателя слишком высокой ценой?

Мне, как человеку, который периодически продает свои изделия, прекрасно знакомы все те чувства и сомнения, о которых пишут мастера в своих блогах. Но любой хенд-мейдер до того момента, как стать Мастером, был рядовым Покупателем. И лично мне в поисках ответа на извечный вопрос "Сколько запросить?" очень помогла собственная память - что думала и чувствовала я, глядя на рукодельный товар.

 

Понятно, что каждой вязальщице, мыловару или художнику его произведения кажутся идеальными и неповторимыми. И многие мастерицы искренно недоумевают, почему их рукоделие не пользуется спросом. Чтобы понять суть происходящего, следует проанализировать то, как воспринимает наш товар покупатель. А у покупателя по большому счету один вопрос: какую выгоду он получит, купив у вас товар?

 

Хенд-мейд для меня, как покупателя, интересен только тем, что я могу приобрести то, что не продают в обычных магазинах, некий эксклюзив по качеству, форме или содержанию, или тем, что вещь будет сделана точно по моему заказу с учетом всех моих пожеланий и фантазий. Например, носки из экологичной пряжи с сохраненным ланолиновым покрытием шерсти. Или кожаную сумочку с портретом моей любимой собаки. Вот за это я готова платить и даже постоять в очереди. Однако на деле мастера и мастерицы хенд-мейда зачастую предлагают потребителю вещи, глядя на которые, думаешь только одно: "И куда это можно приспособить?" Да еще и за приличные деньги.

 

Мастерам хенд-мейда очень полезно иногда прогуливаться по разным рынкам и ярмаркам, где их коллеги продают все то, что они производят своими руками. Находясь по другую сторону прилавка, являясь не продавцом, а потенциальным покупателем, смотришь на так называемый хенд-мейд совсем по-другому, и это позволяет сделать некоторые выводы.

 

Самый первый вывод: чтобы успешно продаваться, надо делать вещи высокого качества. То есть, если это вязаная кофта, то резинки не должны растягиваться после первой же примерки, если это бижутерия, то бусины должны быть хорошо закреплены, замочки и проволочки не должны царапаться. Если это что-то сшитое, то швы должны быть аккуратно обверлочены и прямые, если это расписные камни или кружки, то краска не должна липнуть или сыпаться, едва берешь их в руки. Некоторые мастера-криворучки полагают, что сам факт того, что их товар относится к хенд-мейду, искупает все недоделки и огрехи. Низкое качество - вот чем страдает значительная часть так называемого хенд-мейда. Как-то мне пришла в голову идея собрать городских рукодельниц, открыть сайт и за проценты помогать им реализовывать их шапочки и свитерочки. Идея развалилась полностью, споткнувшись о камень по названию "качество". Мне пошел вал фотографий ужасного самовяза, который не то что покупать - за доплату-то надеть не захочешь. Кривые швы на бейке горловины, растянутые до безобразия резинки, несимметричные полочки, перекошенные плечи, рукава в полтора раза длиннее, чем должны быть, "но это ничего, манжетики можно подвернуть". При этом самая низкая цена, которую озвучили вязальщицы, была 2700 за свитерок из полушерсти на ребенка пяти лет. Кому нужен такой хенд-мейд?

 

Второй вывод: в производстве следует использовать только качественные материалы.  Трудозатраты на то, чтобы связать кофточку из натуральной шерсти и кофточку из карачаевского акрила практически одинаковы, но желание сэкономить 200 рублей на сырье душит.  Мастерицы покупают пряжу неизвестного происхождения на рынке по 50 рублей за 100 грамм, но в итоге изделие из "шерсти Чебурашки" продают по цене кашемира - труд-то вложен! И покупатель в итоге получит одноразовую вещь по приличной стоимости. Или другой вариант: делают серьги из натуральных камней, но в качестве основы используют самую дешевую проволоку, которая через неделю носки пойдет пятнами, а то еще и вызовет раздражение. Подобные эпизоды отбивают раз и навсегда желание покупать что-либо из "ручной работы".

 

Вывод третий: руки, растущие из правильного места, и дорогие материалы - еще не все. Вещь должна быть красивой. Элементарно красивой. Некоторым мастерам удается сделать вещь высокого качества, то есть к местам сцепления и склейки, к швам и симметрии  не придраться. При этом они используют не самые дешевые материалы. Но в итоге из-за отсутствия элементарного вкуса, чувства пропорции и чувства цвета создают нечто невообразимое и, естественно, неликвидное. Не так давно на одном из женских сайтов обсуждали украшения, которые начинающая мастерица попросила оценить. Она попыталась из лент и натуральных камней создать нечто, похожее на украшения успешного и хорошо продающегося мастера. Купила натуральные камни, купила  ленты и сделала из них несколько колье, надеясь продать их по хорошей цене, ссылаясь на то, что у автора идеи "такие же" стоят от 9000. Такие же, да не такие. Если у автора изумительные по красоте вещи, выдержанные по цвету и стилю, на которые хотелось смотреть и смотреть, то у нашей девушки получилось нечто неудобоваримое  в попугайском стиле. А говоря проще - совершенно некрасивые изделия, которые и даром никому не нужны.  

Ну и наконец, последнее: мне совершенно не понятна беготня с так называемой "ручной работой". Честно говоря, мне, как покупателю, все равно, ручная это работа или ножная, и платить только за то, что это сделано в домашних условиях, мне, как большинству покупателей, не интересно. Почему я должна платить 250 рублей за прозрачный кусочек какого-то "мылка" с разноцветными вкраплениями неясной этимологии, которое неизвестно, из чего сделано, и неизвестно, как подействует на мою кожу? Только потому, что хозяйка сама его сварила? Я за гораздо меньшие деньги куплю проверенный поколениями "Тик-так" и безо всяких тревожных мыслей буду им пользоваться.

 

К большому сожалению, слово "хенд-мейд", некогда символизировавшее качество и эксклюзивность, ныне нередко употребляется в уничижительном смысле, боюсь, что скоро называть свои работы хенд-мейдом будет стыдно, поскольку все чаще и чаще так называют некрасивые вещи низкого качества. Изменится ли эта тенденция к лучшему, зависит от нас, мастеров.

 

 

Лилия Малахова


Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Ольга-Olgecha (Понедельник, 29 Август 2016 12:44)

    Да, я тоже иногда одеваюсь на "Ярмарке мастеров" и пришла к выводу, что хорошие качественные вещи сделаны в 90% случаев людьми, получившими специальное "текстильное" образование. А вот "шила на кукол, потом на дочку и решила попробовать для людей" - носить можно, но не видишь смысла тратить бОльшие деньги, чем за вещи в массовых магазинах, сшитых на китайских фабриках. Последние более в тренде и как-то естественнее смотрятся.