Быть счастливой нормально!

Долгое время в церковной среде насаждалась мысль, что верующему быть счастливым нельзя. Противопоказано. Запрещено. Если ты счастлив, значит, ты ведешь греховную жизнь. Мне и, думаю, что и вам, дорогие читатели, часто попадались люди, проповедующие идею страданий как единственно правильную для верующего, для православного христианина.


 

В постсоветском религиозном воспитании присутствует масса перекосов, но эта мысль о спасительности страданий, ощущении себя несчастным, не есть дитя новой религиозной эпохи. Эти мысли частенько встречаются в размышлениях духовных лиц, живших в послереволюционный период,  да и дореволюционные сборники поучений и наставлений верующим пестрят схожими мыслями - страдания это благословенно, это богоугодно, это спасительно.  И более того - в самом Евангелии говорится, что "в мире скорбны будете" (Ин. 16, 33).

 

 

Однако возникает вопрос: на самом ли деле страдания являются естественным состоянием верующего человека и означает ли их отсутствие, что Бог от тебя отвернулся? Стыдно ли быть счастливым?

 

 

 

Принято считать, что если у тебя все хорошо, то ты чем-то прогневил Бога и Он тебя наказывает благополучием. На эту тему весьма популярна притча о некоей женщине, которая коленопреклоненно рыдала и молилась в храме, потому что считала, что считает, что Бог отвернулся от нее за какие-то тяжкие грехи, поскольку у нее в жизни не происходит ничего плохого.

 

Что бы вы сказали о человеке, который намеренно причиняет себе боль? Режет руки, прижигает лицо окурками? По-моему, ответ очевиден: ненормальный. Это явление даже имеет свое название в психиатрии: аутоагрессия. Почему же когда речь заходит о религии, мы заставляем человека считать нормальной любовь к страданиям? Мы хотим, чтобы он страдал. Почему в православном обществе считается просто неприличным быть счастливым? И напротив - почему считается, что, когда человеку плохо, то он должен от этого испытывать счастье?

 

На мой взгляд, такая точка зрения зародилась еще в далекие времена, когда люди жили очень тяжело и практически вся их жизнь была одним сплошным страданием: рабство, войны, беззаконие, эпидемии и прочие "блага" отсутствия цивилизации. И, чтобы хоть как-то утешить несчастных людей, была придумана такая обманка: ты здесь страдаешь, значит, там будешь наслаждаться. "Там" - имеется ввиду  "на том свете", в загробной жизни. Это такой способ самоутешиться - здесь мне плохо, значит, там мне будет хорошо. Ведь справедливо же? Должен же я хоть где-то быть благополучен? И если бы, страдая здесь, я не получил бы отдыха от своих страданий там, то это было несправедливо, а я, будучи добрым христианином, этого не заслужил. А так вроде как справедливость восстановлена - тут пострадаю, там буду отдыхать. Но этого мне мало. Я - простой бедный человек, значит, я слаб, немощен и греховен. Меня терзает зависть к соседу, к помещику, к благородному князю, у которого жена краше, скотина тучнее, трава зеленее и вообще у него нет никаких проблем, и он не живет, а коптит небо. Я, конечно, как добрый христианин, не могу желать зла такому негодяю, который смеет  иметь больше, чем я, и поэтому я надеюсь на возмездие свыше, которое его непременно настигнет в будущей жизни, и поэтому я лелею себя надеждой, что за то, что он жил тут лучше, чем я, там ему будет так же плохо, как мне было здесь.

По моему мнению, теория о безусловной награде за страдания и безусловном наказании за благоденствие является глубоко антихристианской. Она учит нас ненавидеть. Она учит нас злорадствовать, она учит нас желать зла ближнему. Евангелие нигде ни слова не упоминает о том, что земные страдания являются непреложным гарантом блаженства в будущей жизни, как и земное благополучие - гарантом попадания в геенну огненную. Ничто не гарантирует нам спасения по умолчанию. Ибо судиться мы будем не от имения, не от счастья или несчастья своего, а от дел своих (Мф. 12:37). Я уж молчу о том, насколько противным христианскому учению является желание другому страданий.

 

 

У нас не принято жаловаться, когда нам плохо. Жалоба - признак малодушия. Зубы стисни, губы до крови закуси, но скажи, что "все слава Богу". Это очень опасная политика. В моей жизни мне встречались люди, которые, "по религиозным убеждениям" загоняя свои проблемы глубоко внутрь, запретив себе расплакаться, выговориться, попросить помощи, потому что это "не по-православному", доводили себя до состояния съехавшей крыши. Отказываясь признавать тяжесть своих жизненных обстоятельств, будучи не в состоянии справиться с ними, но при этом изо всех сил стремясь соблюсти православный облик, эти несчастные сами себя втягивали в глубокий внутренний конфликт, который в итоге ударял по психике. Это страшно. Это на самом деле страшно, когда человек по-настоящему "съезжает с катушек".

 

Слова, восхваляющие страдания, в большинстве случаев принадлежат людям, у которых не было иного выбора, кроме как смириться с ними. В их случае обстоятельства оказывались сильнее их, и им ничего не оставалось делать, как прогнуться под ситуацию, не роптать, а признать свои страдания, свои несчастья как неотвратимые и принять их и не противиться им. У нас другая жизнь, и, слава Богу, мы на многое можем влиять. И мы имеем право влиять - даже Спаситель молил Отца Небесного пронести чашу страданий мимо. Поэтому нет греха в том, чтобы молиться об избавлении от тяжелых ситуаций в жизни, и нет греха в том, чтобы принимать меры к их устранению.

 

Очень часто тема страданий смешивается с пониманием несения креста. Это не одно и то же. Любят у нас поговорку "С креста не сходят, с креста снимают". Но в большинстве случаев ее понимают неверно. Обычно ее толкуют как недопустимость изменения обстоятельств своей жизни. Любую скорбь надо терпеть до конца, иногда до конца в буквальном смысле, а если ты пытаешься что-то изменить, значит, ты маловерный и малодушный, плохо молишься и хочешь с креста, данного тебе свыше, неправославно спрыгнуть. Это искаженное понимание личного креста. Сойти с креста не возможно в принципе. Можно поменять один крест на другой, а сойти нельзя. Жизни без креста не бывает. Не одно, так другое, но оно обязательно будет. Без креста Господь не оставит. И с креста, действительно, только снимают - мертвым. Но пока ты жив - ты на кресте. На том или соседнем, или вон том поодаль, но ты на кресте.

 

Никогда, никогда, никогда не уговаривайте человека "потерпеть", "принять страдания", "понести крест" - если есть возможность изменить ситуацию к лучшему. Нередко такое терпение приводит к трагедиям. Женщины, которые терпят побои от мужей, потом могут оказаться в больнице или вообще в могиле. Из-за того, что безответственные советчики убедили их "нести крест". Человек может оказаться в психушке по той причине, что его уговорили "потерпеть" проблемы на работе. Подросток может покончить с собой потому, что его убедили православно "нести крест" и не жаловаться на издевательства со стороны сверстников.

 

 

Тут мне хотелось бы коснуться еще одной излюбленной поговорки: " креста выше сил Господь не дает". Это еще одна обманка. Дает. И в этом плане достаточно вспомнить Евангелие.  Спаситель, идя к месту казни, был не в силах нести Свой крест. Его крест было поручено нести другому человеку. Если бы кресты, которые посылаются нам свыше, были нам по силам, то мы не рыдали бы по ночам в подушку, не стонали бы от бессилия перед иконами, не вопили бы о помощи. Бывают такие случаи в жизни, когда, что называется, скручивает в бараний рог. Зачем лгать о том, что мы способны все это преодолеть и со всем этим справиться? Далеко не всегда Господь подает желаемую помощь в тяжелых ситуациях. В противном случае, если бы все посылаемое было нам по силам, мы шли бы по жизни припеваючи, не зная бед. Другой вопрос - для чего нам посылаются моменты, с которыми мы не в состоянии справиться. Думается, для того, чтобы могли чему-то научиться, что-то понять, открыть для себя какие-то истины.

 

Богу не нужны наши страдания. Ему нужно наше чистое сердце. Самое страшное в верующем человеке это фальшь. Когда человеку плохо, но он ради каких-то псевдорелигиозных убеждений утверждает, что у него все хорошо - он лжет, а это грех. Не надо лгать, если вам плохо. Не надо отвечать "Слава Богу", если вы внутренне не чувствуете благодарности Богу за посылаемые испытания.  Так и скажите - мне очень плохо. И скажите, почему. Вполне может быть, что ваши слова услышат люди, которые вам помогут. Ведь помощь, которую мы просим  у Бога, необязательно должна быть какой-то сверхчудесной, мистической. Она чаще всего приходит от людей, которых нам посылает Господь.

 

А если у вас все хорошо, то не надо этого бояться, стесняться, стыдиться. Благодарите Бога, радуйтесь тому, что у вас передышка и не ищите себе "спасительных" неприятностей. Ведь евангельские слова о том, что мы будем скорбны в мире, сказаны не в повелительном наклонении, а изъявительном. "Будете", а не "будьте". Это не приказ, а констатация факта.

 

 

 Автор Лилия Малахова

 


Оставить комментарий

Комментарии: 15
  • #1

    Алтынай (Воскресенье, 24 Июль 2016 10:10)

    Ай,хорошо.

  • #2

    Дунаева (Воскресенье, 24 Июль 2016 10:31)

    С почином!

  • #3

    Варвара (Воскресенье, 24 Июль 2016 10:43)

    Очень верно и максимально корректно написано.
    С почином, Лилия!

  • #4

    Ксения (Воскресенье, 24 Июль 2016 11:04)

    Ох, как правильно и прямо в душу. Спасибо, Лилия и творческого вдохновения!

  • #5

    Мария (Воскресенье, 24 Июль 2016 11:10)

    Спасибо!

  • #6

    Алёна (Воскресенье, 24 Июль 2016 11:38)

    " Отказываясь признавать тяжесть своих жизненных обстоятельств, будучи не в состоянии справиться с ними, но при этом изо всех сил стремясь соблюсти православный облик, эти несчастные сами себя втягивали в глубокий внутренний конфликт, который в итоге ударял по психике. Это страшно. Это на самом деле страшно, когда человек по-настоящему "съезжает с катушек". "
    А ведь это иногда прослеживается в семье в нескольких поколениях. И попытки поговорить с лицами старшего поколения, рекомендации обратиться за помощью к профессионалам (психологам) вызывают приступы недоумения, а то и ярости и тут же следуют обвинения тебя в вероотступничестве.
    Спасибо за статью!

  • #7

    Лариса (Воскресенье, 24 Июль 2016 12:11)

    Да, для чего посылаются невыносимые и незаслуженные моменты? И как дальше жить с ними, чтобы они не отравляли жизнь?

  • #8

    Елена (Воскресенье, 24 Июль 2016 13:54)

    Спасибо, очень понравилась статья.
    Много чего очень точно подмечено. Не в бровь, а в глаз.
    И, кроме того, впервые в Вашей статье я нашла для себя ответ на давно мучавший меня вопрос об октябрьском перевороте семнадцатого. Как такое могло произойти в православной христианской стране? В таком гигантском масштабе. А ведь основной лозунг там был "грабь награбленное". И одной из главных движущих сил - ненависть к более богатым и счасливым помещикам...

  • #9

    Лилия Малахова (Воскресенье, 24 Июль 2016 14:40)

    Спасибо всем за отзывы! У нас пока еще нет возможности отвечать на комментарии персонально, поэтому пока благодарю всех сразу. :)

  • #10

    горький пряник (Понедельник, 25 Июль 2016 11:46)

    Добрый день!А продолжение будет?

  • #11

    Ольга (Понедельник, 25 Июль 2016 12:54)

    Я много лет думала, "за что мне такое счастье, все у меня в жизни хорошо, что аж страшно". Однажды не выдержала и задала свой вопрос уважаемому мной мудрому и доброму епископу. Его ответ был: "Бояться не надо. Надо использовать свое счастье, чтобы помогать, поддерживать, облегчать страдания тем, кто действительно живет тяжело". Этот ответ мне очень помог, хотя, к сожалению, я не бросилась усиленно помогать страждущим.

  • #12

    Лилия Малахова (Понедельник, 25 Июль 2016 15:53)

    Горький пряник, все будет. :) Мы только начали.

  • #13

    НастяХимки (Вторник, 26 Июль 2016 10:28)

    очень хорошая статья. Успехов и процветания сайту

  • #14

    горький пряник (Вторник, 26 Июль 2016 11:08)

    Спасибо)

  • #15

    Ольга-Olgecha (Пятница, 05 Август 2016 22:41)

    Ох, Лиля, больная тема. Но по-сути ничего нового: крест есть (или будет, что еще хуже, ожидание горя иногда сильнее самого горя), искать самодельный не надо (а кто ищет-то и так будет?) Только как не сойти с ума в ожидании скорби ((